СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
+2
kristina_pipina
Витаминка
Участников: 6
Страница 1 из 1
СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
УРОК 1.
ИСТОЧНИК : [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
ИСТОЧНИК : [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Спойлер:
- Я видел множество авторских кукол. Однако мастерство "дизайнеров", которые считают себя профессионалами и даже предлагают свои услуги за деньги, меня очень часто и сильно огорчало. Очевидно, что учиться, познавать секреты скульптуры таким авторам не особо и хочется, а вот считать себя профессионалом – запросто. Но что удивительно, такие авторы на редкость продуктивны и клепают кукол сотнями. Наверное, потому что им не знакомо чувство неудовлетворённости своей работой, поиска совершенства, здравой самооценки. Как говорится – "творят", не приходя в сознание.
Находятся и люди, которые такие "чудеса" покупают. Но мне кажется это лишь потому, что или цена бросовая (а чего там, за пару дней куклу забацать – проблема что ли), или покупатель совершенно неискушенный, для которого это диковинка, а о существовании действительно хороших работ он просто не подозревает.
В конечном итоге цена куклы – это мерило затраченного труда и уровня мастерства автора. Часто, и вполне справедливо, второе ценится больше. В любом случае, приятно понимать, что сделанная тобой кукла не просто дешевая поделка, но имеет неплохую эстетическую и художественную ценность. Как же этого достичь? Надо делать всё грамотно!
Есть куклы "прямо как живые", а есть очаровашки, ничего общего на первый взгляд с реальными людьми или животными не имеющие. Что же ценнее? Всегда по-разному. Ценнее то, что выполнено более профессионально. Для профессионально выполненной куклы, оказывается не важно, насколько она правдоподобна и анатомически правильна. Важнее другое – чтобы нарушения анатомии и упрощение было не результатом неумелости автора, а его продуманным действием, осознанно создающим собственный почерк, стиль. Хорошая кукла не обязана быть правдоподобной – она должна быть убедительной!
Создание упрощённых персонажей, но имеющих яркий характер и продуманную форму – это следующая ступень после освоения академических, анатомически правильных форм, а не наоборот, как многие считают.
Именно поэтому порой простенькая кукла ценится как настоящее произведение искусства, а вычурная, подражательская, излишне натуралистичная фигурка – вообще художественной ценности имеет немногим более лепной копилки или матрёшки.
То есть, никакие материалы и технологии не заменят художнику терпения и усидчивости, желания не сиюминутно и побольше продать, а создать действительно выдающуюся вещь, за которую не будет стыдно не только перед своими родными и случайно зашедшим в гости соседом, но и перед публикой понимающей.
Поэтому я и хочу прежде чем приступить к освоению материала и его состава, предложить потренироваться в искусстве скульптуры на обычном пластилине. Поверьте, это не пройдёт даром.
И, хотя, уроки анатомии не являются моей целью, некоторыми соображениями, которые помогут быстрее разобраться, я решил поделиться.
Ранее я предлагал изготовить болванчика, одной из деталей которого является подобие черепа. Модель я лепил из пластилина. После отливки формы, модель черепа можно использовать для тренировки и начать наращивать на неё "мышцы" лица.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Стоит сделать несколько заготовок черепа и лепить поверх них, пока не сможете лепить кукольные лица с достаточной лёгкостью, без особого напряжения.
На что обратить внимание:- На надбровные дуги – они не всегда повторяю форму самих бровей.
- На форму носа – откуда он вырастает.
- На носогубные складки;
- При лепке глаз, обратите внимание на веки – верхнее нависает над нижним. А так же на то, где и как образуются мешки под глазами – это иногда помогает создать неповторимый кукольный персонаж.
- На участки под глазами, где прослеживаются скулы (не путайте скулы с челюстью).
- Поизучайте, как скулы скрываются щеками у полных людей и худощавых.
- Не забывайте про уши – они врезаются, а не прилепливаются за челюстью, а ось наклона ушной раковины примерно такая же, как у носа, если смотреть сбоку.
Изучать анатомию досконально в нашем деле не обязательно. Достаточно основ. Пропорции можно подсмотреть в уроках по рисованию человеческой головы, коих хватает в сети. Так же я бы рекомендовал две вещи:- Почитать, как рисуют Анимэ – много полезных находок можно взять на вооружение кукольнику.
- Поискать изображения интересных и стильных кукол и попытаться изучить их, с точки зрения именно форм составляющих кукольные лица.
Со своей стороны предлагаю несколько фотографий своих работ:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Освоившись с одной пропорцией головы, стоит поэкспериментировать с другими формами. Например с вытянутой:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Попробовать стилизовать, исказить или упростить формы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Наконец стоит попытаться придать кукольным лицам какое-нибудь выражение. Куклы с эмоциональной мимикой существенно выигрывают перед статичными "омертвевшими" застывшими выражениями лиц.
Для сравнения посмотрите на этого дремлющего гнома:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При недостатке изображений лиц, поставьте перед собой зеркало и изучайте мимику – что и как изменяется, а что остаётся неподвижным, как образуются те или иные складки, морщины. Ваша задача не слепить свой автопортрет, а изучить формы из которых состоят лица.
Помните – ничто в человеческом (да и вообще в живом) организме не прилепливается просто так – всё из чего-то вырастает, даже прыщик. Научитесь находить эти места соединений "деталей" составляющие лицо и оно станет получаться естественным и/или убедительным.
Потренируйтесь лепить выразительные кукольные лица, а когда они станут неплохо получаться, можно переходить к их лепке из специальной пластической массы, о приготовлении которой я подробно расскажу в следующий раз.
P.S.
Для лепки я использую стоматологические инструменты.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Их оказалось несложно достать - в любой стоматологической клинике их с определённой периодичностью выбрасывают. Если зайти к главврачу или даже к кому-нибудь рангом поменьше и спросить о ненужных инструментах, да ещё намекнуть что нужно для творчества - получите в подарок всё что необходимо. Люди обычно любят творческие натуры и охотно помогают, тем более, что в данном случае это ничего им не стоитавтор: Кирилл Юдин
- На надбровные дуги – они не всегда повторяю форму самих бровей.
Витаминка- администратор
- Сообщения : 7167
Возраст : 56
Настроение : позитивное
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
УРОК -2
ИСТОЧНИК [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
ИСТОЧНИК [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Спойлер:
- Я обещал показать, как можно исказить формы и пропорции лица, придав кукле забавный сказочный вид, при этом сохранив восприятие кукольного лица, как живого организма с функциональной конструкцией.
Оказывается, теперь мы можем вытягивать или сужать какие-то элементы конструкции черепа, искажать их размер. Но если, относительно друг друга они будут неизменны – эффект убедительности и живости кукольного лица сохранится. Давайте посмотрим один пример того, какие изменения можно сделать, и что получится в итоге.
Сравним череп с нормальными пропорциями и череп с искажёнными пропорциями, но сохранённой функциональностью элементов его конструкции.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Что я сделал:
Увеличил и несколько опустил глазницы. Это потянуло за собой некоторые изменения формы и пропорции скуловой кости. Существенно удлинились и стали круче надбровные дуги. Слегка "взлетело" носовое отверстие – появился эффект "пекинеса" (когда нижняя часть носового отверстия располагается не ниже уровня глаз, а практически между ними).
Кроме того, я сузил с боков лоб. Таким образом, поднялась височная часть.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Немного приплюснутый затылок, полностью изменил верхнюю височную линию, но она никуда не исчезла.
Так же была немного уменьшена нижняя челюсть, в результате чего, подбородок сдвинулся назад.
Начнём "наращивать" мышцы лица. Их количество мы сократим ещё более существенно по нескольким причинам – мышц лица в реальности намного больше, чем костей, образующих череп; на лице же, под слоем кожи, мы чаще можем заметить даже не мышцы, а жировые отложения. А нас ведь интересует именно "внешняя сторона вопроса" – внешний вид лица куклы.
Кроме мышц и кожных складок, на поверхности лица мы обязательно видим глаза. Всем известно, что глаз имеет практически правильную форму шара. Вот два таких шарика мы и положим в глазницы.
Сымитируем мышцу, идущую над верхней губой и прикрепляющуюся к нижней челюсти. Уж не знаю, как так получилось, что на поверхности мы чётко видим некую плоть, "лоскут" идущий от переносицы, практически к самому низу нижней челюсти. И это притом, что такой мышцы не существует. Этот объём образуется несколькими видимыми на поверхности мышцами лица, жировыми отложениями и кожными утолщениями, которые особенно заметны у полных людей или пожилых. Они образуют своеобразную "бульдожью" складку. Проследить её можно практически у всех, но выражена одна у всех по-разному.
Итак, закроем упомянутую в начале абзаца мышцу, такими вот лоскутами (1020867).
Немного полепим, придав более естественную форму. Мы видим, что получилась настоящая носогубная складка. И совершенно понятно, как она оброазуется и куда стремится её форма.
Теперь накроем глаза веками. Верхними и нижними. Верхнее веко всегда нависает над нижним.
Часто на верхнее веко накладывается кожная складка, покрывающая надбровные дуги. Вылепим и их ( 1020893).
Мы уже знаем, где находится слуховой проход. Ориентируясь на него вылепим ушную раковину. Даже если мы максимально её упростим, но расположим правильно, ухо всё равно будет выглядеть вполне убедительными жизнеспособным. Такой эффект достигается тем, что ухо у нас теперь не прилеплено, а врощено, вставлено на подобающее ему место.
Обратим внимание на "мешки" под глазами. Они образуются от нижнего века и лежат на скуловой кости.
Верхняя губа имеет достаточно простую форму, если понять, как она образуется. Часто верхнюю губу сравнивают с изогнутым луком. Однако лук – пости линия, а губа – объём. И она имеет две видимые грани: часть на которой лежит нос, и которая, подгибаясь, уходит в слизистую рта. Прямо под носом мы видим впадинку, словно выбранную полукруглым резцом. Вот эта впадинка и образует такую изогнутую форму. И если верхняя гуда в центре как бы провисает, то нижняя имеет ответную впадинку. А правая и левые стороны нижней губы, образуют бугорки уходящие к подбородку. Нижняя губа отдалённо напоминает выдвижной ящичек. Часто у театральных кукол можно встретить именно эту часть подвижной, имитирующей речь куклы.
Теперь можно посмотреть на результат и разглядеть в "бугорках" лица куклы: скуловые кости, надбровные дуги (не совпадают с линией бровей), скуловую дугу, часть нижней челюсти перед ухом. Эти конструктивные элементы черепа, практически всегда можно заметить на любом лице, даже на полном.
Объединяя какие-то объёмы, создавай упрощённые формы, можно стилизовать кукольное лицо (вспомните куклы Тима Бертона). Важно понимать, что именно мы упрощаем, и что даже при самом сильном упрощении и стилизации, конструкция в принципе не должна меняться. Внутреннее строение всё равно должно "читаться", хотя бы на подсознательном уровне. Только тогда куклы станут по настоящему убедительными и интересными.
Стоит помнить, что упрощение и стилизация – это не профанация, не признак неумения, напротив – грамотное, обдуманное упрощение, выверенная выдержанная стилизация – признак высочайшего мастерства, не только в технологическом и ремесленном плане, а в высокохудожественном смысле.
Витаминка- администратор
- Сообщения : 7167
Возраст : 56
Настроение : позитивное
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
ДОПОЛНЕНИЕ:
следим за новостями автора ЗДЕСЬ
следим за новостями автора ЗДЕСЬ
Витаминка- администратор
- Сообщения : 7167
Возраст : 56
Настроение : позитивное
Витаминка- администратор
- Сообщения : 7167
Возраст : 56
Настроение : позитивное
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
Классненько!Утащу!
kristina_pipina- член УОК
- Сообщения : 1105
Возраст : 42
Настроение : Отличное
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
ооо,какой материал!!!учиться и учиться!спасибо!
нина- продвинутый новичок
- Сообщения : 222
Возраст : 52
Настроение : ничего не бойся!
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
Спасибо за возможность вечно учиться . Ну вот сама написала.Научилась однако.
Цветанка- член УОК
- Сообщения : 34
Возраст : 76
Настроение : оптимистическое
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
Спасибо, полезная информация
Юля Савон- заинтересованный новичок
- Сообщения : 69
Возраст : 45
Настроение : Всегда на позитиве
Re: СТИЛИЗАЦИЯ - ЛЕПИМ КУКОЛЬНЫЕ ЛИЦА
Спасибо. Теперь поняла. Череп я всегда делала "правильный", а не надо.
Баст- член УОК
- Сообщения : 428
Настроение : К морю, к морю...
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Июн 24, 2019 1:35 pm автор Кивина
» Город, в котором мы живем
Пт Июн 21, 2019 11:44 am автор Елена_полтавка
» Кузина Ольга (Оляша)
Пт Июн 21, 2019 11:43 am автор Елена_полтавка
» Чердачный примитив
Вс Июн 09, 2019 6:22 pm автор Елена_полтавка
» Полезности и нужности
Вс Июн 09, 2019 6:21 pm автор Елена_полтавка
» текстильные куклы от мастеров
Вс Июн 09, 2019 6:20 pm автор Елена_полтавка
» РАССКАЗЫВАЕМ О СЕБЕ, ЗНАКОМИМСЯ
Вс Июн 09, 2019 6:18 pm автор Елена_полтавка
» Домашние блины
Ср Мар 13, 2019 8:43 pm автор Кивина
» ВЫПЕЧКА ( торты, пироги, пирожные, печенье)
Вт Фев 19, 2019 6:00 pm автор Кивина